Краткая справка: Ярослава Косенко, дизайнер украшений.
Я всегда стараюсь писать только о людях, чье творчество зацепила меня лично, чем-то тронуло, заставило остановиться и задуматься…
Когда я увидела украшения Ярославы - сразу поняла, что хочу познакомиться с ней лично. Потому что тронуло, и потому что почувствовала, что Ярослава не просто делает украшения, а как-то по-особенному чувствует мир, имеет к нему свое отношение и позицию, как-то по-своему притягивает разрозненные элементы, из которых собирается осмысленная целостность.
Я позвонила Ярославе и предложила встретиться. Ярослава пригласила на нейтральную территорию - в магазин «Вещичка», где она проводит мастер-классы, а я начала мягко настаивать на том, что, как правило, хожу в гости в мастерскою или домой, чтобы прочувствовать сполна атмосферу и наполнение места, где происходит процесс творения - на территории, не отделенной от жизни. Тогда Ярослава сказала, что она вынуждена отказаться от интервью, потому что дом - это ее очень личное пространство, а в смысле вдохновения - стены для нее - не имеют значения, и что она - «любит глазами», и творить может хоть в аэропорту, и что не будет делать то, что ей не приносит удовольствия.
А я поняла, что наше интервью уже началось - и вот так, по телефону мы уже начали разговаривать о мироощущении и пространстве. А продолжили - через три часа в магазине «Вещичка».
О пространстве.
- Я много езжу, много путешествую… для меня - это важно. Я - визуал. Для меня самое главное - видеть картину. Цвета… вот если я еду в машине и смотрю в окно - я вижу поле, оно такое черное, на нем уже трава выцветает, тут же рядом стоит дерево и у него листва «осеннего» цвета - для меня - это целостная цветовая гамма, которую я запоминаю и потом могу ее выразить. Или какая-нибудь плакучая ива в желтых листьях и такой моросящий дождь и капли свисают с этих листьев, и получается глянцевый такой блеск. Глянец… блеск… прозрачные капли… желтый цвет и дерево… То есть такие сочетания, которые вообще не тривиальны и нигде не раскрыты, достаточно редкие…Для меня - это что-то новое, я запоминаю, а потом воплощаю. Или недавно была в Суздали - солнечный день, низкое, абсолютно низкое небо и только что скошенный собранный урожай - стога сена, и сено такое - золотое-золотое - очень теплый, русский цвет… и бирюзовое небо, - вот не украинское голубое, а именно бирюзовое - бирюзовое… очень красиво…
- А как рождается замысел?
- А у меня никогда не рождается замысел. У меня оно получается так, что вот есть материал - вот я его собрала, подобрала под гамму - что из него сделаю - даже не знаю - это будет ожерелье, или это будет брошь или колье, или ободок для волос… У меня нет такого, что вот, так , сегодня я изобрету то-то и я это изобретаю. Иногда даже во сне может происходить. Это - неконтролируемо. Попробую это описать - вот, ты живешь какой-то идеей она еще не выражена… допустим, ложишься спать и тебе снится картинка. Тебе снится какое-то сплетение - есть такие украшения, которые полностью сделаны из снов. Бывает, я просыпаюсь прямо ночью - быстренько рисую, а на утро я уже этого даже не помню. Поэтому - если я не проснусь и не зафиксирую - я просто потеряю. Или в любом месте- где бы я не находилась - мне может что-то «запасть» фактически подсознательно- какая-то идея. Вот, например, у меня есть украшение «Скромность украшает». Надпись «скромность» - как она возникла?
Она возникла из текста - вот я просто читаю какую-то статью в женском глянцевом журнале - какие-то заметки на тему женских табу и предрассудков по поводу украшений. Автор размышляет над тем, что есть женщины, которые считают, что скромность украшает, поэтому они не носят украшений, кроме драгоценностей, которые улучшают их имидж и повышают статус. И автор статьи рекомендует таким женщинам пойти в магазин бижутерии, порыться-померять и отбросить наконец-то этот стереотип, что скромность украшает. Я прочитала - а у меня в голове такая словесная цепочка - украшение - украшает - скромность. О! хорошо
Конечно, бывает и так, что первично материал ведет, то есть сама вот эта вещь - она диктует что-то. Такое бывает, но в основном я стараюсь подчинять материал идее.
Вот, например у меня есть украшение « Я люблю Украину». Я собирала такие образы, которые у меня ассоциируются с Украиной - венки, вышивки…, хотя подконтрольно это не было - мол, я ищу то-то и то-то… Все само собой, естественно и оно по моим ощущением сложилось так, как будто вот всегда и было такое украшение…
По блошиным рынкам, кстати, люблю ходить…сейчас они для меня особенно актуальны - ведь сейчас мое увлечение - пуговицы и вот такие колье в виде гривны - то есть берется некое месиво значков, огрызков винтажных украшений, цепей разорванных и множество-множество элементов, которые просто лежат или многие люди их просто выбрасывают - оно им уже не интересно, а мне - да… Для того, чтобы собрать нужный материал на одно украшение иногда много-много времени уходит, и много разного материала собирается, для того, чтоб классное, честное получилось… Потому что если будешь под него что-то специально «натягивать», так оно и получится таким, «коммерческим», и это сразу будет видно.
- Да, ремесло в плохом смысле этого слова расстраивает.
- Вот смотришь - вроде бы вручную сделано, но как на конвейере. И, хотя это сделано руками, большинство того, что сделано - это настолько под шаблон, под копирку, настолько размножено и растиражировано, что в итоге такая ручная работа вообще не имеет художественной ценности. Это - не интересно, не цепляет!!! И зачем они это делают - я не знаю, я вообще считаю, что нужно хоть немножко отвечать, за то, что ты делаешь. Ведь мы живем в мире, где и так уже всего очень много существует. Поэтому, когда ты начинаешь вносить что-то в этот мир - ты за это отвечаешь. И когда люди начинают, для того, чтобы продавать производить «такое», я задаю себе вопрос - зачем? Ведь вокруг и так много всякой «некрасоты». Поэтому хоть мои вещи и сделаны руками - для меня это не хендмейд, а в первую очередь - brainmade, то есть сделанное головой. Я хочу, чтоб мои вещи ценили.
- Я знаю довольно много творческих людей, которым очень сложно работать «под заказ». А как ты относишься к работе «под заказ»?
- Ой, для меня - это вообще, чуть ли не самая любимая работа! У тебя есть задача с «неизвестными», и ты должен человека как бы «считать», а потом создать что-то, что будет отражать именно его, личное, уникальное… Вот, например, украшения, которые я сделала для девушки-архитектора. Видишь - композиция с карандашиками
О философии украшательства.
-А какой смысл ты вкладываешь в слова «философия украшательства»?
- Ну вот, смотри - одежда - это необходимость. Мы одеваемся потому, что мы не ходим голые. А носить украшения принципиальной необходимости нет. Это уже потребность в эстетике и эстетическом. Вообще, исследователи утверждают, что человек стал человеком, когда у него появился язык и когда он стал делать украшения. Это важнейший момент в истории развития человечества, когда люди стали удовлетворять свои эстетические потребности, а не производить исключительно то, что необходимо.
А еще - извини за тавтологою - «украшение должно украшать», привносить что-то в тебя, отображать твою суть.
А кроме этого - украшение - это месседж. Потому что люди, когда видят на человеке украшение - может даже не осознают, но «считывают» определенное послание.
- Я помню, что где-то у тебя на сайте написано, что украсить себя - значит выделиться.
- Да, это так. Поскольку я «люблю глазами», то для меня - самое угнетающее время года - это вот поздняя осень и очень ранняя весна, потому что большинство людей - в чёрном. И когда я иду по улице, или спускаюсь в переходы, и вижу черную реку из людей, меня это так расстраивает! Не потому, что больно моим глазам, а потому что мне грустно за людей, потому что я - оптимист, и считаю, что каждый день - это подарок! И жизнь - это вообще, самое драгоценное, что есть у человека. Никогда не нужно об этом забывать! «Моменто море» - то есть помните о смерти! Да, многие могут возразить, что оно «не до того», но человек, ведь, таким образом, может плюнуть на свою собственную жизнь!
Вот, очень часто бывает: находишься в потоке людей, которые все спешат… Идешь и думаешь - чего спешат, куда? - на работу, на которую они приходят к 9-ти а потом молятся на часы, чтоб скорей стало шесть. Да елки-палки! Ведь прошел целый день твоей жизни! И ты провел его, как в тюрьме. Вот именно это - меня очень расстраивает. То, что люди делают что-то механически, просто так, не думая!
А с мегаполисами - той же Москвой или Киевом еще все жестче. Все приезжают для того, чтобы сделать карьеру, чего-то добиться… и в итоге - человек повязан. Ему нужно заплатить за аренду квартиры, телефоны-интернеты, пятое-десятое… И все - бегом, все на лету… А жить когда? И в итоге получается, что работа тебе нужна не для того, чтобы развиваться, а чтобы тупо оплачивать квартиру. Я ж ведь тоже прошла весь этот путь работ и съемных квартир, пока все-таки решилась делать свое.
Вот, например, общалась с москвичами, которые приезжают на выходные в Киев, потому что в Киеве провести выходные дешевле, чем в Москве. Туда-сюда съездить и снять квартиру на Крещатике - это все дешевле… И для меня было просто оглушительно узнать, что он - фотограф и «тра-та-та», а потом - выясняется, что это-фотограф, который работает официантом, а его девушка-художница - на самом деле работает секретарем в крупной компании, и у нее там сумасшедшая зарплата. И они ради всего вот этого прикладывают невероятные усилия! Так нельзя! Поэтому, мне всегда как-то хочется вытащить из человека хоть что-то «человеческое» на поверхность. Раскрыть, отрезвить, встряхнуть… запустить эту машину - в конце-концов. Да, это тяжело, но может быть, поэтому я все время говорю - украшайтесь! Что-то измените, пусть даже совсем чуть-чуть.
А еще - украшение - это повод для знакомства. Когда на девушке - что-то эдакое, с ней очень легко заговорить. И получается, что если бы не было украшения, какого-то разговора могло не произойти, а потом - не произошло бы встречи, свидания или любви даже…Понимаешь? То есть украшения - это в каком-то смысле «крючочки».
А еще я в этом году сделала несколько мастер-классов для деток в школах. Мне как-то подумалось, что наши школьные «труды» существуют в каком-то отдельном пространстве, а то, что происходит за стенами школы - технологии, развитие, дизайн, материалы - оно фактически всегда проходит мимо детей. Да, конечно, существует огромное количество мастер-классов, но не все родители могут себе это позволить, а дети же ведь сами еще не в состоянии себя обеспечить!
И школьные мастер-классы - это было действительно круто! Когда дети увидели вот эту гору тканей, пуговиц, всего-всего, они запустили туда свои ручонки… это было действительно потрясающе! Очень хотелось показать деткам разные материалы, и что с ними можно сделать. А детям - все интересно Они задают интересные вопросы, причем и конструкторского характера тоже. Но то, что я для себя отметила отдельно - так это потрясающее чувство цвета у каждого ребенка!!! Они настолько читают цвета и фактуры и умеют их соединять! Интересно наблюдать, кто что делает, кто и - на что обращает внимание, какие картинки в голове…
- А сама-то как и где училась делать украшения - если училась. Ведь, если ничего не путаю - по образованию - ты филолог.
- А как ты этому научишься?! - буквально - не училась. Вот это меня, пожалуй, и спасло. У меня нет шаблонов, законов цветовых сочетаний и так далее, что «вот это можно брать а вот это - нельзя», у меня нету техник - росписей, там еще чего-то… я за этим не гоняюсь. А вот чему училась - так это художественному видению по большому счету. Еще школьницей, когда жила в Перми, именно вот этому видению училась у дизайнера Елены Стариковой. Кстати, одна из ее коллекций, представленная на Российской Неделе Моды была дополнена моими украшениями.
И самое забавное, что благодаря украшениям, я занялась журналистикой.
Началось мое писательство с того, что под свой мастер-класс я должна была сделать описательную теоретическую часть. По отзывам получилось довольно удачно, потом я написала статью для Коммерсанта, и ее опубликовали. А после этого - я работала в PR-отделе компании, которая занималась продажей часов и украшений. Теперь у меня на Izum.ua есть своя авторская колонка, посвященная украшениям.
О шаге.
- Я так понимаю, что решиться уйти со стабильной работы в свое «персональное творческое плавание» - это был действительно шаг.
- Да. Как раз был кризис, и я знала, что меня уволят первой - потому что в компании я проработала всего три месяца, но потом я проработала еще три месяца. И вот за эти три последних месяца я стала думать: у меня нет такого генерального плана жизни, что я пойду туда-сюда и буду делать карьеру. А у меня есть обстоятельства и желание либо нежелание что-то делать. Тянут меня украшения, ну не могу я ими не заниматься! Все просто замедлялось, пока была официальная работа. И получается, что полжизни - это та работа, которая нравится, но в «полдуши», а то, что тебе нравится сильно - ты как-бы не до конца в него веришь. Получается, что пришло время и возможность поверить и проверить - насколько этим можно жить.
Но так, чтобы пройти через это «поверить» - на это действительно нужно было решиться, к этому тоже нужно было прийти. И что еще показательно - я, ведь, начинала в кризис, и думала, ну кому это будет нужно?! Но время показало, что нужно!
Так что я решилась, и вот теперь - я украшаю мир